Александр Иванович Введенский (ум. 1925), философ, психолог, логик.

А. И. Введенский окончил тамбовскую гимназию и поступил на математический факультет Московского университета, откуда он перешел в Петербургский университет. В Петербурге Введенский сначала учился на математическом, а через год перешел на историко-филологический факультет. Здесь он учился у таких преподавателей как М. И. Владиславлев (философия) и К. Н. Бестужев-Рюмин (история). В 1888 году Введенский защитил диссертацию на степень магистра философии на тему «Опыт построения теории материи на принципах критической философии» В 1890 году он возглавил кафедру философии в Санкт-Петербургском университете.
Александр Иванович с 1890 года до конца жизни был профессором Петербургского университета. Он состоял также профессором ряда други х учебных заведений: военно-юридической академии, историко-филологического института, женского педагогического института и высших женских курсов Раева. Введенский долго читал философию на так называемых Бестужевских высших курсах.
С 1899 года Введенский был председателем Санкт-Петербургского философского общества, которое при его содействии было образовано в 1897 году и просуществовало до 1917 года.
Научная деятельность
В своих сочинениях «О пределах и признаках одушевления» (1892) и «Психология без всякой метафизики» (1914) Введенский ставил вопрос о выведении за пределы психологии учения о душе и о сущности психического.
По Введенскому, всякая душевная жизнь подчинена закону отсутствия объективных признаков одушевления; признание чужой духовности диктуется человеку только его нравственным чувством. Нравственное чувство, в свою очередь, связано с нравственным долгом, постулирующим принцип свободы воли, бессмертие души, существование Бога.
Введенский скептически относился к возможностям экспериментальной психологии, полагая, что научная психология возможна лишь как описательная наука.
Логическое учение Введенского связано с его гносеологией. По Введенскому функция логики состоит в проверке истинности познания, а не в отыскании нового.
В 20-х годах Введенский, активно участвуя в философских спорах, выступал против материализма и марксизма.
Сочинения
• Введенский А. И. Учение Лейбница о материи // Журнал Министерства народного просвещения. — 1886. — № 1.
• Введенский А. И. Критико-философский анализ массы и связь высших законов материи в законе пропорциональности // Журнал Министерства народного просвещения. — 1889. — № 3.
• Введенский А. И. К вопросу о строении материи // Журнал Министерства народного просвещения. — 1890. — № 7 и 8.
• Введенский А. И. Атомизм и энергетизм // Северный Вестник — 1896. — № 9 (По поводу речи В.Оствальда «Несостоятельность научного материализма»).
• Введенский А. И. Судьбы философии в России // Вопросы философии и психологии. — 1898. — Кн. 2 (42).
• Введенский А. И. Спор о свободе воли перед судом критической философии // Журнал Министерства народного просвещения. — 1901. — Ч. 337, октябрь.
• Введенский А. И. Логика как часть теории познания. Пг., 1917.

Википедия